alla versione italiana  acebook twitter карта сайта

Итальянский центр

Итало-российский центр изучения СМИ, культуры и коммуникации

Новое кино Италии: встреча с делегацией фестиваля N.I.C.E.

3 апреля итало-российский центр изучения СМИ, культуры и коммуникации организовал встречу студентов факультета с делегацией итальянского фестиваля современного итальянского кино N.I.C.E. На встречу пришли студенты не только факультета журналистики, но и факультета искусств, филологического факультета, факультета иностранных языков, а также студенты МГЛУ.

В составе итальянской делегации была известный современный итальянский режиссер,  Франческа Аркибуджи. Она рассказала студентам и гостям факультета журналистики МГУ о своей карьере и специфике подготовки женского кино.

На встрече со студентами директор кинофестиваля Вивиана дель Бианко пожаловалась на то, что часто ей задают вопрос о том, почему сегодняшние режиссеры не такие, которые представляли итальянский неореализм несколько десятков лет назад, почему нет Антониони, нет Феллини, нет Висконти, Де Сика и других: «А я каждый раз отвечаю, так с чего вы взяли, что наши режиссеры не такие, как они. А, может быть, они даже лучше, ведь, кто знает, вот пройдет столько же времени после наших показов, как прошло после первых показов неореалистов, так, может быть, и о них будут говорить с таким же почетом и уважением…».

По поводу нашей российской публики Вивиана сказала, что ее радует зрительский состав на фестивалях: «Ведь это молодое кино Италии, поэтому нам приятно, что на него приходить молодая публика, что мы привлекаем молодежь к новому кино, к новой итальянской культуре».

Может быть, именно поэтому делегация фестиваля выбрала местом проведения пресс-конференции факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, где дискуссия со студентами затянулась на добрых полтора часа и приобрела довольно интересный характер: в нем не было принятого для таких мероприятий официоза, но была по-настоящему итальянская, теплая творческая атмосфера, располагающая к рассуждениям и о прекрасном, и о технических подробностях его достижения.

 «Чтобы говорить о работе режиссера, я должна говорить о себе со стороны, но я не могу, потому что та способность рассказывать, описывать, объяснять, которой я обладаю, направлена на очарование другими людьми. То, что мной движет, это интерес к людям, к тому, каким образом они делают тот или иной выбор, почему поступают именно так, а не иначе…».

Аркибуджи сама себя называет «чеховисткой», и всячески это показывает как в жизни, так и в кино. Так, в интервью она сказала, что, читая письма Чехова, изданные в Италии под редакцией Натальи  Гинзбург, она заметила, что многие письма не дописаны: «Этот писатель сфокусировал внимание на том, что значит для него и для писателя вообще писать. То же можно сказать и о режиссера, что значит для него снимать».

В показанном фильма «Уроки полета» в госпитале на стене висел портрет Чехова. «Мне нужно было приехать в Россию, чтобы его заметили», - с радостью и удивлением сообщила режиссер, напомнив зрителям об известном цикле рассказов Чехова «Остров Сахалин».

На традиционный вопрос о любимых режиссерах Франческа ответила, что влюблена в реалистическое кино различных эпох – французский реализм 30-х годов, итальянский неореализм, японское, американское кино 60-х годов. По ее словам, сегодня существует кино как таковое, не существует итальянского, французского кино. А режиссер Франческо Каннава, также участвовавший во встрече, провел параллель между советской архитектурой и кино вообще, говоря о том, что и кино, помимо творческих затрат, требует больших технических вложений.

Будучи преподавателем в кинематографическом университете Италии, Франческа объясняла, что такое видение режиссера, на что оно направлено, на что режиссер обращает внимание: «Мне очень нравятся режиссеры, которые любят мир и не любят самих себя».

Франческа, которая в 29 лет снимала 75-летнего Марчелло Мастроянни в фильме «Затмение луны»,  вспомнила, как на лекциях в университете (она закончила Экспериментальный центр кинематографии в Риме) к ним приходил Тарковский  и на все вопросы интересующихся студентов отвечал просто: «Я не помню, я забыл».

Если говорить непосредственно о кинотрадиции, то здесь Франческа использовала опыт многих режиссёров, хотя и сводится он весь к одному лишь слову – реализм. Она влюблена во французское реалистическое кино 30-х годов, в итальянский неореализм, в японские фильмы 50-х и новый реализм американца Мартина Скорсезе. Свой стиль Франческа Аркибуджи связывает с итальянским поэтическим реализмом, который имеет долгую историю в искусстве и не связан с непосредственным представлением о действительности. Глаз режиссёра фильтрует объективную реальность, но при этом обращён непосредственно к окружающей среде, а не к инструментам режиссёрской техники. «Мне нравятся режиссёры, которые любят мир, а не своё кино», - поделилась Франческа своим мнением со студентами.

Аркибуджи везло на кинематографическом пути: её фильмы удостаивались многих итальянских премий, её творчество уважали критики. «Не всем итальянским женщинам-режиссёрам было так легко», - ответила она на вопрос о том, сложно ли снимать женское кино в Италии. По её словам, женщине, конечно же, намного сложнее управлять на съёмочной площадке, но её собственный пример показывает, что это вполне возможно.

Внимание Франчески Аркибуджи, матери троих детей, направлено прежде всего на подростковый мир, в котором формируются личности, угасают или расцветают таланты. Сама она любит преподавать и пыталась преподать несколько уроков и русским студентам: «Чем старее вы вначале, тем будете моложе в конце». Именно поэтому её фильмы – это фильмы о взрослении, взрослении всех, независимо от возраста.

Два фильма, показанные на открытии, вполне охарактеризовали социальную направленность современного итальянского кино.

Взросление бывает разным, и зачастую, став взрослыми, люди теряют контакт с другими и уже неспособны установить его вновь. Об этом и о многом другом рассказал в 14 минутах своего короткометражного фильма второй режиссёр, пришедший на встречу, - Франческо Каннава.

Ночная жизнь Италии, грязное метро и запутанная история любви – таков был сюжет трогательного 13-минутного фильма Франческо Каннава, который заставляет задуматься над необычным сплетением обстоятельств, которые преподносит нам повседневная жизнь.

«Фильм называется «Красная линия», потому что есть такое выражение, что жители наших мегаполисов подобны красным линиям, которые каждый день многократно пересекаются, но никогда не встречаются друг с другом. Это фильм об отсутствии контакта, общения между людьми», - сказал о своем фильме режиссер. 

На встрече со студентами Франческо Каннава рассказал о трудностях, с которыми сталкивается режиссёр, снимая свой первый, ещё не совсем профессиональный фильм и о том, какие перспективы даёт режиссёру победа на кинофестивале (его работа была признана лучшим короткометражным фильмом на международном кинофестивале в Таормине).

Фильм Франчески Аркибуджи тоже заставляет задуматься, но тут простор для размышлений намного шире. По словам режиссера, это малобюджетный фильм, хотя в него удалось вложить не только бесценный режиссерский взгляд, но и прекрасных итальянских актеров и интересное место действия.

Действие разворачивается в Италии и Индии и вертится вокруг взаимоотношений отцов и родных и приемных детей, молодых друзей.

Бездельники Полло и Кури из вполне обеспеченных семей проваливаются на экзаменах. Полло в жизни к своим 18 годам ничего не добился, ничем не интересуется, ничего не хочет делать. В школе его называют «паразитом». Вместе с Кури, другом, в младенчестве усыновленным в Индии, чтобы избежать семейных скандалов, он решает отправиться в Индию. На месте у них крадут все вещи, и только тут они встречаются с настоящей жизнью, которой были лишены в Италии, жизнью, во много раз гиперболизированной индийскими реалиями: бедностью, голодом, болезнями, национальным характером индийцев. Но по счастливой случайности друзьям удается встретить 32-летнего врача, итальянку, которая приехала сюда, чтобы научить полудикий народ пользоваться современным медицинским оборудованием хотя бы для принятия родов.

Реалистические кадры родов, бедности, нападения озлобленных индийцев на здание индийского правительства позволяют говорить об этом фильме как о работе неореалиста, если под этим понимать нашу жизнь, нашу историю.

Клименко Дарья, Соколова Анна